ЕС блокирует США: Брюссель объявил торговую войну Вашингтону
Несмотря на то, что в действиях Европы больше эмоций, чем экономической логики, эксперты говорят о разрушении торгового тандема "ЕС-США".
Ссора между двумя крупнейшими экономиками мира ведет к ослаблению противоборствующих сторон, что на руку другим игрокам на глобальной "шахматной доске", отмечают аналитики.
С 20 июня Европа "позволила себе" ввести ответные пошлины в размере 25% на импорт ряда товаров из США. При этом планы борьбы Еврокомиссии (ЕК) за свои экономические интересы предполагают два этапа. Первый предусматривает дополнительную пошлину в 25% на некоторые товары, а второй носит отложенный характер и предполагает применение новых пошлин и их увеличение для ряда товаров на 10-50% в 2021 году.
Отметим, что европейцы, вопреки привычке, не затянули с ответом. О планах ввести пошлины на импорт стали и алюминия в размере 25% и 10% соответственно президент США Дональд Трамп сообщил 1 марта, и вот уже ЕК разрешает введение ответных мер. Правда, действие этих пошлин для ряда стран, в том числе для ЕС, приостановлено до 1 июня.
Отметим, что европейцы не одиноки на этом" фронте". Ключевые страны - экспортеры стали и алюминия незамедлительно выразили свой протест, заявив о том, что готовы принять ответные меры в отношении Соединенных Штатов. И выполнили свое обещание, устав от бесполезных переговоров.
Пекин ввел зеркальные меры на американские товары: в первую очередь на продукты питания, алкогольные напитки и одежду, а ввозные тарифы Токио может нанести экономике Соединенных Штатов убыток в $409 млн.
Однако, реализуя протекционистские меры, Вашингтон "рубит сук, на котором сидит", считают эксперты, так что в дополнительной помощи в этом вопросе не нуждается.
Как ранее уже отмечал "Царьград", попытка администрации США оградить внутренний металлургический рынок от конкурентов отнюдь не первая. Пошлины на сталь вводились еще в 2002 году, в результате чего лишились работы несколько сотен тысяч сотрудников национальных компаний – потребителей сплава. Новая попытка закрыться "железным занавесом" также не сулит американской промышленности ничего хорошего.
Проблема в том, что для изготовления важнейшей составляющей экспортного рынка "черного золота" - строительства нефтепроводов - используется специальная сталь, соответствующая строгим техническим требованиям.
При этом около 77% стали, применяемой в производстве труб, на протяжении последних 5 лет было импортировано. Таким образом, более высокая стоимость "железного импорта" вынудит трубопроводные компании США повысить стоимость своей продукции для производителей нефти и газа. А те, в свою очередь, отреагируют ростом цен на энергоносители.
Мировой рынок нефти зависит не только от экономической политики властей, но и от геополитических факторов, которые вновь определяют США. В ответ на решение Вашингтона возобновить санкции против Ирана, ЕС планирует увеличить финансирование своих предприятий в стране.
Понятно, что санкции против Тегерана скажутся на поставках иранской нефти на мировой рынок и затронут интересы крупных европейских компаний, таких как Total, Royal Dutch Shell и др. Сотрудничество с США не позволит нефтяным корпорациям продолжать импортировать иранскую нефть, что повлечет за собой изменения правил игры на рынке энергоносителей.
Эмоции вместо логики
Но дело не только в экономике. В ЕК заявили, что отказ от Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной сделке с Ираном угрожает миру. "Мы хотим сохранить жизнь соглашения, заключенного партнерами с Ираном, и считаем, что положить конец этому соглашению означало бы создать серьезную угрозу миру и безопасности в этой бурной части региона", - заявил глава ЕК Жан-Клод Юнкер.
Правда, эксперты нагружают риторику Брюсселя не только политическим и экономическим мотивами, но и идеологическим смыслом.
Назад в 90-е: Россия - единственная страна, где в кризис повышают налоги
Европейская элита еще во время предвыборной кампании в США убедила себя в том, что "президент Трамп – это зло", отметил в беседе с "Царьград" политический обозреватель радио "Спутник" Дмитрий Бабич. По его словам, этот факт показывает, насколько Евросоюз подвержен медиавлиянию, насколько идеологическое давление в Европе превалирует над здравым смыслом.
Реакция ЕС на выход Трампа из ядерного соглашения по Ирану в большей степени связана не с реальными экономическими интересами, а с идеологической ненавистью, считает он.
По его словам, в мировом масштабе эта история может сослужить добрую службу, "поскольку США и Евросоюз в последние годы были очень опасными странами". А поскольку между ними ссора, они друг друга ослабляют, указывает Д. Бабич, отмечает, что это происходит "по совершенно безумным, имеющим мало отношения к реальным, причинам".
Почему Европа не беспокоилась о своей экономической безопасности, когда разрывала отношения с Россией на фоне санкционных ограничений, задается вопросом эксперт.
Действия Европы предполагают сфокусированный характер, рассуждает в беседе с "Царьград" политолог Иосиф Дискин. По его словам, европейцы предлагают вводить пошлины на виски "Hennesy" (то есть, наносят удар по республиканцам), пошлины сельхозпродукции, производимой в южных штатах, - "том поясе, где большинство представляют республиканцы". "Это политически сфокусированная акция", - подчеркивает И.Дискин. По его словам, ЕС "метит" в электорат президента Трампа.
А если Трампа не было, его бы придумали?
Есть и другое мнение – выводящее за периметр обсуждения имя президента США. История торговых взаимоотношений Европы и Америки имеет давние корни, рассуждая о причинах развязывания торговой войны, указал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
"Кризис в США в 1948 году стал поводом" подключения" рынка Европы к американскому с помощью стимулирования европейских компаний и потребителей к тесному взаимодействию с США", - сказал экономист "Царьграду".
Именно тогда сложилась ситуация, что Европа и США выступают единым торговым фронтом, подчеркнул В. Колташов. Но сейчас это взаимодействие стоит под огромнейшим вопросом, потому что Германия и страны, следующие за ней, отказались входить в трансатлантическое партнерство (ТТИП, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство,- ред.), указал эксперт.
"Они практически сорвали американский план по новому уровню интеграции с Европой, когда компании США получили бы новое привилегированное положение на европейском рынке", - сказал В.Колташов. В настоящий момент мы наблюдаем развитие этого конфликта, указал экономист. По его словам, на фоне срыва попытки дальнейшей интеграции стало понятно, что экономики США и Европы "разойдутся".
Фото: www.globallookpress.com
Намерение ЕС ввести ответные меры в отношении США лишь подтверждает тот факт, что "европейская экономика не может существовать как часть американской", подчеркнул господин Колташов. По его словам, конфликт между ведущими игроками мировой торговли будет нарастать год от года, пока не достигнет пика. "В результате США в Евразии возможно не будут иметь "ни одной экономической гавани", - прогнозирует экономист.
"Причиной происходящего является разрушение мира неолиберальной торговли, когда поощрялись те производители, которые были дешевле, - поясняет В.Колташов. – Теперь поощряются те производители, которые являются "своими". Такой меркантильный взгляд на торговлю уже возобладал и будет господствовать в ближайшие десятилетия, прогнозирует эксперт.
Столь радикальная смена модели мировой торговой системы не может не отразиться на всех игроках рынка. Например, по мнению экспертов, опрошенных Bloomberg, "железные пошлины" сыграют добрую службу ОПЕК и России, потому что США наносят удар по собственной нефтяной отрасли. С другой стороны, торговая война с Европой дает возможность для точечных политических манипуляций.
Так, по данным западных СМИ, Вашингтон оказывал давление на Берлин с целью приостановить реализацию российского проекта "Северный поток". За отказ Германии от участия в проекте, США предлагали начать переговоры по новому торговому соглашению с Евросоюзом. Несмотря на авторитет враждующих игроков – США, ЕС и КНР - Россия, тем не менее, может стать бенефициаром от торговых распрей. Например, занять места тех, кто покинет поле боя на фоне обмена защитными мерами. Весьма возможно, что место сельхозпроизводителей США скоро окажется свободным в Китае, а там "непаханое поле" возможностей на $20 млрд.